Как вращать невращаемое?

21 сентября 2015

Не секрет, что во множестве случаев, особенно учитывая все нарастающий технический прогресс, появляется необходимость установки датчиков и сенсоров на движущиеся детали. Возьмем, к примеру, новейший самолет или вертолет: так как управляется все супермощным компьютером, ему необходима информация о положении лопастей в пространстве. Как решить эту проблему? Все просто: вешаем на каждую лопасть по специальному датчику (можно даже по акселерометру по типу тех, что используются в смартфонах и планшетах).

Но как соединить датчики с центром управления? Ведь они на концах лопастей, который на винте, который вращается со скоростью в тысячи оборотом в минуту. По беспроводной радиосвязи, скажете вы, опять же вспоминая свой айфон, ну как вай-фай или блютус. У нас же двадцать первый век все-таки. Можно, но не в вертолете. Слишком велика цена ошибки! Что же делать?

Для этого еще в далеком двадцатом веке были изобретены специальные кольцевые токосъемники (на иностранном техническом «жаргоне» их принято называть Slip Rings). Если говорить определениями, то это электромеханическое устройство, которое позволяет осуществлять передачу мощности и электрических сигналов от стационарной конструкции к вращающейся. И наоборот. Как в случае с вертолетом.

Обычно такие девайсы делали тщательно засекреченные военные заводы. Но времена менялись, СССР распался, Россию накрывал кризис девяносто восьмого, Соединенные Штаты находились ровно посередине пути от президента-актера к президенту-негру (с «овальным» Биллом Клинтоном у руля), а в далекой Китайской Народной Республике в городе Сонгганг основали компанию SenRing Electronics. Специально чтобы перехватить эстафету производства кольцевых токосъемников у ведущих мировых держав.

Именно SenRing Electronics разработала и запустила в производство серию контактных колец со сквозным отверстием (Through Hole Slip Rings), которая имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм из-за специальной технологии – волоконных контактов (fiber brush technology). Технология позволяет организовать многоточечный контакт (из-за использования «кисточек»). Те же кисточки обеспечивают и меньшее давление на контакт, что ведет к пониженному их износу. Кроме того, волокна не требуют смазки и практически не изнашиваются, специальное покрытие не требует технического обслуживания и обеспечивает долговечность работы контактного кольца.